Каждый владелец автомобиля рано или поздно сталкивается с проблемой замены, а следовательно и выбора моторного масла. При этом следует обратить особое внимание на несколько моментов.
Периодичность замены масла.
В подавляющем большинстве иструкций, прилагаемых к автомобилям, имеется указание на то, что при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях замена моторного масла должна производится чаще, чем рекомендовано изготовителем. К сожалению, по оценке западных экспертов, опубликованной в своё время ADAC, условия эксплутации автомобилей на дорогах СНГ являются тяжелыми, в связи с чем были озвучены следующие рекомендации.
Пробег автомобиля между заменами масла для стран СНГ, по их мнению, не должен превышать:
- для минерального моторного масла 5000-6000 км,
- для полусинтетических моторных масел7000-8000 км,
- для синтетических масел 10000-11000 км.
Следует пояснить, что под тяжёлыми условиями подразумевается низкое качество дорожного покрытия, большое количество крутых поворотов, большие перепады дороги по высоте (спуски, подъёмы), однорядное движение, отсутствие многоуровневых развязок, загрязнённость (заснеженность) дорог, низкий уровень организации движения в населенных пунктах (пробки, отсутствие подземных пешеходных переходов, непродуманная работа светофоров и т.д.), плюс низкое качество топлива. Всё это приводит к тому, что большую часть времени двигатель работет в переменных режимах, что и являетя тяжелыми условиями эксплуатации автомобиля.
Выбор моторного масла.
Прежде всего при выборе масла для нового автомобиля следует ориентироваться на рекомендации завода-изготовителя, если таковые изложены в инструкции, учитывая при этом, что выбираемое масло может быть лучше по качеству чем рекомендованное, но ни в коем случае не хуже.
При этом Вы должны помнить, что в процессе эксплуатации двигатель неизбежно изнашивается, что приводит к увеличению всех зазоров, и рано или поздно рекомендованное заводом-изготовителем моторное масло перестаёт соответствовать состоянию Вашего двигателя. Как следствие - Вы будете выуждены перейти на масло с другими физическими свойствами нежели рекомендованное. Общепринятые рекомендации по переходу на другое масло состоят в следующем: первую треть всего срока эксплуатции (примерно 100.000-150.000 км) применяется синтетическое моторное масло, вторую треть (до 200.000-250.000 км) полусинтетическое, а затем - минеральное.
В первую очередь такой переход обусловлен снижением затрат, так как с износом двигателя увеличивается расход масла. Кроме того, в отдельных случаях это позволяет снизить расход масла в процессе дальнейшей эксплуатации автомобиля.
Моторные масла отличаются друг от друга по двум основным характеристикам - вязкости масла и качеству масла.
Вязкость масла
Вязкость моторного масла определяется по спецификации SAE (Society of Automobile Engineers) и выбирается по таблице соответствия вязкости температуре моторного масла. При этом речь идёт именно о температуре масла, а не воздуха, по той простой причине, что температура воздуха величина переменная и подвержена значительным изменениям в течении суток а иногда и в течении нескольких часов.
SAE даёт достаточно четкие значения допустимой вязкости масел только для отрицательных температур, которые фактически могут являться температурой холодного пуска двигателя в зимних условиях и в некоторых (по крайней мере, далеко не во всех) случаях могут быть равны температуре воздуха.
Для положительных температур, значения вязкости даются для предельно допустимой температуры масла в двигателе (100°С и 150°С), а не воздуха.
При каких значениях температуры воздуха двигатель прогреется до предельной температуры, зависит от конструкции двигателя (объём и эффективность системы охлаждения, дополнительные масляные радиаторы, теплообменники) и условий эксплуатации (бездорожье, высокогорье, пустыня, манера вождения и т.п.)
Применение таблицы 1 проще всего пояснить на примере для масла SAE 0W-50.
Прежде всего, из самой маркировки масла следует, что при отрицательных температурах это масло будет иметь вязкостные свойства соответствующие классу SAE 0W, а при прогретом двигателе вязкостные свойства будут соответствовать классу SAE 50.
Из таблицы 1 для SAE 0W-50:
- Максимальная вязкость при проворачивнии равна 6200 mPa-s при температуре масла -35°С.
Это означает, что при температуре масла -35°C масло не загустеет и даже не очень мощный стартер и аккумулятор обеспечат необходимое для запуска вращение двигателя. - Максимальная вязкость при прокачивании равна 60000 mPa-s при температуре масла -40°С.
Масло сохраняет допустимую текучесть и будет быстро и равномерно распределяться по всей системе смазки при температуре масла до - 40°С. - Кинематическая вязкость при низкой скорости сдвига при температуре масла 100°С находится в пределах от 16,3 до 21,9 mm²/ ѕ.
Иными словами, при заглушенном прогретом двигателе горячее масло, благодаря сохранившейся в этих пределах вязкости, не стечёт полностью со смазываемых поверхностей, и будет быстро закачано в систему смазки масляным насосом в процессе запуска горячего двигателя. - Минимальная кинеметическая вязкость при высокой скорости сдвига при температуре масла 150°С равна 3,7 mPa-s.
То есть даже при температуре масла 150°C и высоких оборотах двигателя масло сохраняет вязкость достаточную для создания смазывающей пленки без разрывов или прерывания, обеспечивая тем самым защиту двигателя.
Нередко владельцы автомобилей при выборе моторного масла прибегают к помощи диаграммы соответствия вязкости температуре воздуха.
Кто и когда придумал эту диаграмму не известно. Однако точно известно, что SAE к созданию этой диаграммы не имеет никакого отношения, поскольку как организация занимающаяся разработкой и контролем соблюдения стандартов для масел никогда не привязывала вязкость масла к температуре воздуха.
SAE всегда оперирует таким показателем как температура масла, так как температура моторного масла в поддоне картера двигателя автомобиля зачастую не равна температуре воздуха. Например автомобиль засыпанный снегом, стоящий над тёплым канализационным люком может иметь температуру масла в поддоне на 5-8°С выше, чем температура воздуха. Или автомобиль стоящий в не отапливаемом гараже. Таких примеров можно привести множество.
Таким образом, диаграмма зависимости вязкости масла по SAE от температуры воздуха создана лишь для наглядности и удобства, является приблизительной и может применяться только в тех случаях, когда отсутствуют какая-либо иная информация.
Как правило масла с индексом 0W и 5W - синтетические, 10W - полусинтетические, 15W - минеральные.
Качество моторного масла
Качество масла зависит от комплекса присадок и добавок призванных повысить эксплуатационные характеристики масла. Существует несколько общепризнаных организаций регламентирующих качество масла в соответствии с выработанными ими критериями оценки качественных характеристик. Сравнение требований к качесту масла по 10-бальной шкале в различных системах приведено на диаграмме компании Lubrizol.
К сожалению формат статьи не позволяет разместить все диаграммы сравнения систем классификации и различий между ними. Более развернутая информация размещена на вкладке "МАСЛО" таблицы сравнения основных характеристик автомобилей, которую можно скачать бесплатно на Главной странице сайта. При этом следет учитывать, что это только оценочные диаграммы, и подменять ими рукомедации производителей по выбору масла не рекомендуется.
API (American Petroleum Institute) - Американский институт нефти создал систему классификации моторных масел (API Engine Service Classification System) в 1969 году для американских автомобилей. Требования к качеству масел не такие высокие как в Европе и расчитаны в основном на американские двигатели, отличающиеся высоким запасом прочности благодаря особенностям конструкции двигателей и применению высококачестенных и износоусточивых материалов. Классы по API делятся на две группы: для бензиновых двигателей (обозначаются от SA до SN) и для дизельных (обозначаются от CA до CJ). На сегодняшний день действующими классами являются SJ, SL, SM, и новый класс SN для бензиновых двигателей и CG-4, CH-4, СI-4, CJ-4 для дизельных (4 - означает четырёхтактный двигатель).
ACEA (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) - Ассоциация Европейских производителей автомобилей созданная в 1996 году при участии практически всех ведущих Европейских автопроизводителей, ввела свою систему классификации масел для европейских автомобилей. Требования ACEA к качеству масла являются более строгими, чем американские (API), т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами; меньшей массой двигателей; большей удельной мощностью; большими скоростями передвижения; более тяжелыми городскими режимами. Классы по ACEA делятся на три группы: для бензиновых двигателей (обозначаются от A1 до A5), для дизельных (обозначаются от B1 до B5) и для тяжёлых грузовиков (от Е1 до Е4).
ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee)- Международных комитет по стандартизации и одобрению моторных масел, созданый совместно Японской ассоциацией производителей автомобилей JAMA и Американской ассоциацией производителей автомобилей ААМА с целью сертификации масел в основном для японских легковых автомобилей с бензиновым двигателем. Требования более жесткие чем Американские, но уступают Европейским.(обозначаются от GF-1 до GF-5)
Одобрения автопроизводителей
Ведущие производители автомобилей мира (Daimler, BMW, Ford, Peugeot-Citroёn, Toyota, Nissan и т.д.) ввели систему одобрения масел соответствующих по своему качеству той или иной модели или модификации выпускаемого ими двигателя. Особенно это касается фирм производящих суперкары, спорткары или эксклюзивные модели автомобилей для двигателей которых необходимы масла с соответствующими характеристиками.