Когда не просто жарко, а очень жарко
В условиях нашего умеренного климата, как правило, пользоваться автомобильным кондиционером приходится в течение трех, ну максимум четырех месяцев в году, да и то лишь в самые жаркие дни. В пересчете на их общее количество в году таковых наберется не так уж и много, но и их тоже надо как-то пережить.
Когда столбик термометра переваливает за тридцатиградусную отметку, автомобильный кондиционер автоматически превращается в средство пассивной безопасности. В такие дни благодаря включенному кондиционеру поведение водителя, движущегося в плотном городском потоке в автомобиле с наглухо задраенными окнами, отличается от поведения его распаренных собратьев гораздо большей предсказуемостью. Или, скажем, другая ситуация: на деловую встречу вы являетесь с раскрасневшимся от пота лицом и в прилипшей к спине рубашке… и никого из ваших партнеров не волнует, что в это время +35 градусов в тени. Ну и, конечно, нельзя забывать и про ухудшающееся в такую погоду самочувствие людей преклонного возраста, дня них летняя жара — настоящая душегубка.
Но включив кондиционер, все эти неприятности можно легко оставить за раскаленным бортом вашего автомобиля, правда, если в этот момент не произойдет осечка…
Готовь автомобильный кондиционер зимой… и летом
Несмотря на видимость простоты, автокондиционер представляет собой весьма сложную систему, требовательную к техническому обслуживанию и профилактическим работам.
Во-первых, существует основное правило эксплуатации кондиционеров — система должна быть заполнена фреоном той марки, который был залит на заводе-изготовителе. Обычно на новом автомобиле фреон требуется дозаправлять один раз в 2–3 года, через 5–7 лет скорость утечки фреона увеличивается, и тогда дозаправку системы требуется проводить уже каждые год или два, даже при отсутствии видимых дефектов системы. Для смазки вращающихся и трущихся элементов системы во фреон добавляется специальное масло. Поэтому при обслуживании необходимо следить, чтобы заправляемое масло было совместимо с маркой фреона, иначе последствия могут оказаться весьма дорогостоящими. Кроме того, даже если нет необходимости, все равно кондиционер нужно включать хотя бы раз в месяц на 10–15 минут, во избежание рассыхания уплотнителей.
Периодически необходимо проверять надежность крепления трубок-фреонопроводов в подкапотном пространстве, уровень масла в компрессоре, натяжение ремня приводов агрегатов и уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. Обязательно раз в 3 года надо заменить фильтр-ресивер и фильтр воздуха.
«Ахиллесова» пята кондиционера
Самый уязвимый узел в кондиционере — конденсор. В силу своего расположения он является самой низкой точкой в системе, поэтому в нижней его части скапливаются все продукты износа. Но часть этого «хлама» потоком хладагента разносится по всей системе и осаждается в самых разнообразных местах. Результатом становятся масляное голодание компрессора, снижение прокачиваемости хладагента, и — как следствие — увеличенный износ компрессора и резкое ухудшение эффективности работы системы. Как правило, в таких случаях необходимо производить промывку всей системы. Этот процесс сопряжен с полным демонтажем системы и обязательной заменой компрессора, осушителя и ТРВ (или расширительной трубки). Непосредственно сама промывка системы должна производиться только специальными средствами — сольвентами, но ни в коем случае никакими другими веществами (например, бензином или растворителями), а большинство производителей компрессоров аннулируют гарантию, если перед установкой компрессора система была промыта с нарушением технологии.
И еще один нюанс. Вся лицевая площадь конденсора постоянно подвергается грязесолевым атакам, вдобавок он работает в условиях сложных тепловых режимов. И уже спустя 5–7 лет на его поверхности возникают множественные очаги коррозии, ликвидация которых не столько затруднительна, сколько бессмысленна — через непродолжительный промежуток времени взамен ликвидированных очагов появляются новые.
Именно исходя из вышесказанного, по истечении 5–7?летнего срока профессионалы настоятельно рекомендуют провести замену конденсора.
На дне
Но, пожалуй, самый опасный враг кондиционера — это ил. Причиной его возникновения является проникновение внутрь влаги, которая, реагируя с маслом и хладагентом, способствует образованию сильных кислот. Вследствие этого система начинает разрушаться изнутри, и кондиционеру, находящемуся внешне в идеальном состоянии, остается жить совсем недолго. Рано или поздно кислоты «прогрызут» дырочку в магистрали, конденсоре или испарителе. Конечно, сейчас на рынке можно встретить множество присадок, которые призваны при заправке в систему восстановить ее герметичность. Но, во-первых, в большинстве случаев неизвестно, как эти составы будут реагировать с самим хладагентом и компрессорным маслом, а во-вторых, их добавление не решает проблемы, т.к. они устраняют следствие, а не причину — кислоты как были в системе, так там и остаются. И залатав одну дырочку, не исключено, что через неделю вы где-нибудь не увидите две новые.
Скажите мне, чем вы промываете мой кондиционер и я скажу кто вы
Поэтому, если еще не поздно, то систему все-таки следует хорошо промыть. Понятно, что промывку системы кондиционера, как и любую другую операцию по его обслуживанию, необходимо поручить профессионалам. Настоящим профессионалам никогда даже и в голову не придет, что для промывки системы можно использовать очистители тормозов, карбюратора, растворители и прочие бесполезные, а подчас даже вредные средства, за которые в этом случае хватаются гаражные «всеумейки». Но на всякий случай даже при обращении в специализированный сервис не стесняйтесь попросить показать вам упаковку от чистящего состава.
Ложка масла или ложка дегтя?
Следствием несвоевременной или неграмотно проведенной профилактики становится выход из строя компрессора — тоже довольно дорогого узла.
О том, что компрессор начинает «умирать», свидетельствует характерный грохот и вой, раздающийся при его работе. Некоторые кулибины рекомендуют лечить этот недуг банальной дозаправкой маслом. Но это только оттянет печальный финал и усложнит задачу по устранению причины, вызвавшей поломку. Кроме того, укатывая компрессор «до победного конца», вы провоцируете лавинообразное засорение системы продуктами его износа. И в результате, когда все же будет принято разумное решение обратиться в сервис и отремонтировать злополучный узел, вы с удивлением узнаете, что его уже придется менять в сборе и, кроме того, необходимо промывать систему. А насколько это непростое занятие — читайте несколько выше. А если случай критический, то готовьтесь еще и к замене ресивера-осушителя.
Профилактика заболеваний лучше их изнурительного лечения.
Впрочем, чаще всего владельцам машин с кондиционерами приходится сталкиваться еще с одной бедой. Однажды вы замечаете, что в салоне появился весьма специфический запах, который не может перебить даже самый сильный освежитель. Так в чем же дело?
С подобной проблемой неизбежно сталкивается большинство владельцев машин с кондиционером. Причина заключается в режиме работы автомобильного кондиционера и его конструкции. В рабочем режиме температура хладагента колеблется в пределах от 0 до 5 °С, а воздух, проходящий через испаритель, охлаждается до температуры 8–12 °С, т.е. ниже так называемой «точки росы», что приводит к конденсации влаги на ребрах испарителя. Впоследствии она стекает в специальный поддон и эвакуируется через дренажное отверстие. При работе кондиционера на полную мощность может выделяться до литра конденсата в час. Вот здесь и кроется первая причина неприятностей: если дренажное отверстие окажется засоренным, то вода, насыщаясь различными примесями, содержащимися во всасываемом воздухе, превращается в самое настоящее болото, очаг гниения и весьма подходящую среду для размножения бактерий и микробов.
Казалось бы, ответ довольно прост: надо промыть систему воздуховодов и произвести дезинфекцию. Но выполнить эту задачу весьма нелегко, ведь система воздуховодов — это целый лабиринт со множеством поворотов, каналами переменного сечения, нагромождением заслонок, завихрителей и прочими препятствиями. Тем более что на стенках воздушных каналов и на испарителе со временем грязь нарастает толстым спрессованным слоем.
Чтобы «кошка не сдохла»
Так чем же промывать? Вода точно не подходит, т.к. органические примеси очень плохо растворяются водой. Растворители также не стоит использовать, т.к. большая часть каналов изготавливается из пластиков, которые могут просто-напросто «поплыть». И растворы на основе бытовых моющих средств могут больше навредить, чем помочь — поверхностно-активные вещества, входящие в их состав, никогда не смываются водой полностью (и не верьте в этом отношении рекламе), соответственно на стенках воздуховодов останется пусть тонкая, но все же пленка, к которой весьма активно будет прилипать новая грязь.
Многие производители автохимии пытаются помочь в решении этого вопроса. На отечественном рынке встречаются различные средства, предназначенные для самостоятельного проведения профилактического обслуживания автомобильного кондиционера. Состав таких препаратов применяется для очистки и дезинфекции автомобильных кондиционеров от микробов, болезнетворных бактерий и грибков, которые, собственно, и являются причиной появления в автомобильном салоне неприятного запаха, а также источниками простудных и аллергических заболеваний. Но применение этих средств оправданно только при условии их регулярного использования.
В целом, во избежание возникновения эффекта «а у вас кошка сдохла» стоит придерживаться выполнения нескольких несложных правил. Во-первых, следить, чтобы не было забито дренажное отверстие. Во-вторых, регулярно обрабатывать воздуховоды специальными средствами. И наконец, следите за состоянием салонных фильтров. Также можно просушивать испаритель после каждого использования. Для этого всего лишь необходимо при выключенном кондиционере включить вентилятор на полную мощность. Через полминуты испаритель нагреется до температуры окружающей среды и часть конденсата превратится в пар.
Но результат в сильно «запущенном» случае вряд ли будет успешным. И тогда приходится прибегать к весьма дорогостоящей процедуре разборки и ручной промывки каждого элемента системы.
Как эпилог…
Следует неукоснительно помнить простую истину: кондиционер — одна из самых требовательных систем автомобиля в отношении квалификации обслуживающего персонала и соблюдения технологии профилактики и ремонта. Именно поэтому любые работы следует выполнять строго в специализированном сервисе, а еще лучше — у официального дилера. И не беда, что стоимость нормо-часа будет в два раза выше. За некачественный и непрофессиональный ремонт придется заплатить гораздо больше. Но кое-что можно делать самостоятельно. Во-первых, регулярно промывайте конденсор от грязи и вообще поддерживайте под капотом чистоту. Регулярно очищайте испаритель и своевременно заменяйте салонный фильтр. Следите за натяжением приводного ремня. В системах с ТРВ на ресивере находится окошко, через которое можно наблюдать за состоянием хладагента:
1. «Ничего нет» — система в норме и полностью заправлена. Или хладагента нет совсем.
2. Видно небольшое количество маленьких пузырьков — система в норме.
3. Много пузырьков (как в свеженалитой газировке) или белая эмульсия — система разгерметизирована. Не включать ни в коем случае и срочно ехать в сервис.
4. Изморозь или конденсат на трубках, клапанах, соединителях — линия засорилась. Требуется промывка системы.
И напоследок. Не стоит особенно сильно увлекаться кондиционером, разница между температурой на улице и в салоне автомобиля не должна превышать 8–10 градусов по Цельсию, ведь резкий перепад температур при выходе из машины и посадке в нее легко провоцирует простудные заболевания. Тем более не стоит открывать окно при включенном кондиционере (как это делают многие курильщики).