Обрыв ремня в системе газораспределения — «страшный сон» каждого автолюбителя. Что такое ГРМ, как он устроен и чем опасна такая поломка, — расскажем в статье.

ГРМ: что это такое, и его роль в работе двигателя

ГРМ — это механизм, который отвечает за регулировку своевременного выпуска отработанных газов и впрыска топливовоздушной смеси в двигателях внутреннего сгорания. Привод ГРМ в машине — это ремень либо цепь.    Ремень привода — резиновое зубчатое изделие, которое синхронизирует вращение коленвала и распредвала двигателя. Работа ремня устроена по тому же принципу, что и вращение шестерни велосипеда.   Кроме того, привод ГРМ, благодаря своим насечкам, поддерживает нужные показатели настроек системы. Еще одна функция ремня — управление водяным насосом, а иногда и помпой.

Устройство ремня ГРМ

Ремень ГРМ — это кольцо из технической резины. Иногда в состав этого элемента входят нити из полимеров. Благодаря резине изделие работает с минимальным уровнем шума. 

Наиболее распространенными являются такие виды ремней:

  • зубчатые;
  • поликлиновые;
  • клиновые.

В большинстве ДВС применяются зубчатые ремни — более сложные с точки зрения конструкции и эффективные при настройке фаз ГРМ. На внутренней поверхности такого ремня предусмотрены насечки, благодаря которым обеспечивается сцепление со шкивами коленвала и распредвала. Важным параметром ремня является внутренний диаметр кольца и его ширина. При покупке оригинального изделия важно учитывать эти характеристики.

Когда надо производить замену ремня ГРМ 

Когда менять ремень ГРМ? На износ этого элемента влияет множество факторов:

  • термин эксплуатации автомобиля;
  • поломки двигателя;
  • слишком сильная или, наоборот, слабая натяжка ремня;
  • протекание смазочного материала;
  • неправильный монтаж и обслуживание;
  • резкая манера езды.

Важные признаки, свидетельствующие о том, что пришло время заменить ремень:

  • возраст изделия не менее 7–8 лет;
  • появление дыма в выхлопной трубе;
  • неполадки в системе зажигания;
  • подтекание смазки из-под кожуха;
  • необычные звуки (щелчки или др.);
  • стартер крутится, а двигатель не запускается;
  • видимые трещины и другие «симптомы» износа.

Термин эксплуатации ремня ГРМ (по информации производителей)

Каждый производитель рассчитывает срок службы ремня ГРМ. Где находится эта информация? Данные приведены в техническом руководстве к каждому автомобилю. В таблице ниже — информация о примерном сроке службы ремня ГРМ в легковых машинах популярных марок.

Марка авто Пробег, при котором требуется замена ремня ГРМ
Audi 120 000
Renault 120 000
Ford 160 000
Hyundai 75 000
BMW 95 000
Honda 120 000
Toyota 95 000
Volkswagen 95 000
Nissan 95 000
Mazda 95 000
KIA 90 000
Daewoo 115 000

Приведенная таблица носит рекомендательный характер. В случае возникновения неполадок мы советуем обратиться на СТО для диагностики и решения проблемы. 

Возможные последствия обрыва ремня ГРМ

Иногда можно заменить только ремень. Но такое бывает редко. Чаще всего происходит загиб клапанов, которые тоже приходится менять. Если повреждается и поршень, приходится полностью перебирать двигатель. В редких случаях разрушается блок цилиндров и ГБЦ (его головка).

Как осуществляется замена ремня ГРМ 

Производить замену ремня привода должны профессионалы, поскольку любые недочеты отразятся на работе и сроке службы отдельных агрегатов и транспортного средства в целом, а также приведут к существенным затратам.

Этапы замены ремня ГРМ в Бош Авто Сервис СТО «Универсальная»:

  1. Наши специалисты снимают защиту ремня. 
  2. Освобождается доступ к нижней крышке ГРМ. Для этого производится демонтаж брызговиков, пыльников и других элементов. 
  3. Далее мы снимаем шкив генератора, сначала выкрутив болт крепления и максимально ослабив натяжной ролик. 
  4. Снимается старый ремень и устанавливается новый.
  5. Производится натяжка при помощи ролика. После этого гайка затягивается. 
  6. В конце осуществляется проверка работ. Элемент считается смонтированным правильно, если его нельзя провернуть вручную больше, чем на 90°. 
  7. Далее механизм собирается в обратной последовательности, и двигатель запускается. 

Стоимость замены ремня ГРМ в Бош Авто Сервис СТО «Универсальная» варьируется от 1200 до 4500 грн, в зависимости от объема работ, марки автомобиля и других факторов.

Цепь ГРМ и ее отличия от ремня

И цепь, и ремень ГРМ предназначены для выполнения одной и той же функции, но при этом они по-разному устроены. Ремень, хоть и закрыт кожухом, но находится снаружи мотора, тогда как цепь ГРМ — это элемент внутри двигателя, который всегда смазан маслом. Это значит, что внешние факторы на износ цепи практически не влияют. 

Когда нужно менять цепь ГРМ

В цепи может происходить увеличение шага по причине износа шарниров ее звеньев. Если после запуска двигателя появляются странные скрипящие или звенящие шумы — скорее всего, пришло время заменить цепь. При незначительном повреждении цепи через пару минут работы двигателя звуки исчезают, но шум мотора во время движения меняет тональность и становится громче.

Основные признаки растяжения цепи ГРМ:

  • мотор начал шумно работать на холостом ходу;
  • после остановки двигателя коленвал может крутиться в обратную сторону;
  • нестабильная работа мотора и провалы при трогании с места;
  • падение мощности при разгоне с малой скорости;
  • повышенный расход топлива.

Диагностика износа цепи

Как провести диагностику цепи ГРМ? На современных моторах предусматриваются особые смотровые отверстия, в которые можно увидеть деления натяжителя. Когда они увеличиваются, цепь нужно менять.

Как производится замена цепи ГРМ

Этапы замены:

  1. Демонтаж крышки мотора.
  2. Далее нужно снять радиатор и вентилятор.
  3. Демонтаж защиты двигателя.
  4. Снимается шкив коленвала.
  5. Демонтаж натяжных роликов, лобовой крышки мотора и натяжителя цепи.
  6. Затем снимается башмак натяжителя, успокоителя, цепи ГРМ.
  7. Далее производится замена цепи, и все элементы собираются в обратном порядке.

Поскольку ремень расположен снаружи мотора, замена цепи ГРМ, находящейся внутри, занимает намного больше времени и обходится дороже.

Почему стоит выбрать техобслуживание в Бош Авто Сервис СТО «Универсальная» 

Ремень или цепь ГРМ — важные элементы автомобиля, которые управляют синхронизацией распредвала и коленвала. Неполадки с этими деталями могут привести к серьезному повреждению авто, вплоть до выхода двигателя из строя. Поэтому советуем следить за состоянием ремня или цепи постоянно, не дожидаясь серьезного износа или обрыва. Регулярные ТО и диагностика помогут вовремя обнаружить изношенность ремня или цепи и не допустить выхода автомобиля из строя. Требуется диагностика ГРМ в Запорожье? Обращайтесь в Бош Авто Сервис СТО «Универсальная» и оцените наши преимущества:

  • доставка запчастей на СТО производится 4 раза в день. Наши сотрудники подберут для вашего автомобиля детали Bosch или других производителей;
  • мы обслуживаем все марки машин;
  • цены на ТО — на 20–40% ниже, чем у официальных дилеров;
  • у нас действуют существенные скидки, мы проводим регулярные акции;
  • в клиентской зоне действует бесплатный Wi-Fi и можно выпить прохладительные или согревающие напитки, зарядить мобильный телефон;
  • возможность оформить полис ОСАГО по доступной цене.