Обрыв ремня в системе газораспределения — «страшный сон» каждого автолюбителя. Что такое ГРМ, как он устроен и чем опасна такая поломка, — расскажем в статье.
ГРМ: что это такое, и его роль в работе двигателя
ГРМ — это механизм, который отвечает за регулировку своевременного выпуска отработанных газов и впрыска топливовоздушной смеси в двигателях внутреннего сгорания. Привод ГРМ в машине — это ремень либо цепь. Ремень привода — резиновое зубчатое изделие, которое синхронизирует вращение коленвала и распредвала двигателя. Работа ремня устроена по тому же принципу, что и вращение шестерни велосипеда. Кроме того, привод ГРМ, благодаря своим насечкам, поддерживает нужные показатели настроек системы. Еще одна функция ремня — управление водяным насосом, а иногда и помпой.
Устройство ремня ГРМ
Ремень ГРМ — это кольцо из технической резины. Иногда в состав этого элемента входят нити из полимеров. Благодаря резине изделие работает с минимальным уровнем шума.
Наиболее распространенными являются такие виды ремней:
- зубчатые;
- поликлиновые;
- клиновые.
В большинстве ДВС применяются зубчатые ремни — более сложные с точки зрения конструкции и эффективные при настройке фаз ГРМ. На внутренней поверхности такого ремня предусмотрены насечки, благодаря которым обеспечивается сцепление со шкивами коленвала и распредвала. Важным параметром ремня является внутренний диаметр кольца и его ширина. При покупке оригинального изделия важно учитывать эти характеристики.
Когда надо производить замену ремня ГРМ
Когда менять ремень ГРМ? На износ этого элемента влияет множество факторов:
- термин эксплуатации автомобиля;
- поломки двигателя;
- слишком сильная или, наоборот, слабая натяжка ремня;
- протекание смазочного материала;
- неправильный монтаж и обслуживание;
- резкая манера езды.
Важные признаки, свидетельствующие о том, что пришло время заменить ремень:
- возраст изделия не менее 7–8 лет;
- появление дыма в выхлопной трубе;
- неполадки в системе зажигания;
- подтекание смазки из-под кожуха;
- необычные звуки (щелчки или др.);
- стартер крутится, а двигатель не запускается;
- видимые трещины и другие «симптомы» износа.
Термин эксплуатации ремня ГРМ (по информации производителей)
Каждый производитель рассчитывает срок службы ремня ГРМ. Где находится эта информация? Данные приведены в техническом руководстве к каждому автомобилю. В таблице ниже — информация о примерном сроке службы ремня ГРМ в легковых машинах популярных марок.
Марка авто | Пробег, при котором требуется замена ремня ГРМ |
Audi | 120 000 |
Renault | 120 000 |
Ford | 160 000 |
Hyundai | 75 000 |
BMW | 95 000 |
Honda | 120 000 |
Toyota | 95 000 |
Volkswagen | 95 000 |
Nissan | 95 000 |
Mazda | 95 000 |
KIA | 90 000 |
Daewoo | 115 000 |
Приведенная таблица носит рекомендательный характер. В случае возникновения неполадок мы советуем обратиться на СТО для диагностики и решения проблемы.
Возможные последствия обрыва ремня ГРМ
Иногда можно заменить только ремень. Но такое бывает редко. Чаще всего происходит загиб клапанов, которые тоже приходится менять. Если повреждается и поршень, приходится полностью перебирать двигатель. В редких случаях разрушается блок цилиндров и ГБЦ (его головка).
Как осуществляется замена ремня ГРМ
Производить замену ремня привода должны профессионалы, поскольку любые недочеты отразятся на работе и сроке службы отдельных агрегатов и транспортного средства в целом, а также приведут к существенным затратам.
Этапы замены ремня ГРМ в Бош Авто Сервис СТО «Универсальная»:
- Наши специалисты снимают защиту ремня.
- Освобождается доступ к нижней крышке ГРМ. Для этого производится демонтаж брызговиков, пыльников и других элементов.
- Далее мы снимаем шкив генератора, сначала выкрутив болт крепления и максимально ослабив натяжной ролик.
- Снимается старый ремень и устанавливается новый.
- Производится натяжка при помощи ролика. После этого гайка затягивается.
- В конце осуществляется проверка работ. Элемент считается смонтированным правильно, если его нельзя провернуть вручную больше, чем на 90°.
- Далее механизм собирается в обратной последовательности, и двигатель запускается.
Стоимость замены ремня ГРМ в Бош Авто Сервис СТО «Универсальная» варьируется от 1200 до 4500 грн, в зависимости от объема работ, марки автомобиля и других факторов.
Цепь ГРМ и ее отличия от ремня
И цепь, и ремень ГРМ предназначены для выполнения одной и той же функции, но при этом они по-разному устроены. Ремень, хоть и закрыт кожухом, но находится снаружи мотора, тогда как цепь ГРМ — это элемент внутри двигателя, который всегда смазан маслом. Это значит, что внешние факторы на износ цепи практически не влияют.
Когда нужно менять цепь ГРМ
В цепи может происходить увеличение шага по причине износа шарниров ее звеньев. Если после запуска двигателя появляются странные скрипящие или звенящие шумы — скорее всего, пришло время заменить цепь. При незначительном повреждении цепи через пару минут работы двигателя звуки исчезают, но шум мотора во время движения меняет тональность и становится громче.
Основные признаки растяжения цепи ГРМ:
- мотор начал шумно работать на холостом ходу;
- после остановки двигателя коленвал может крутиться в обратную сторону;
- нестабильная работа мотора и провалы при трогании с места;
- падение мощности при разгоне с малой скорости;
- повышенный расход топлива.
Диагностика износа цепи
Как провести диагностику цепи ГРМ? На современных моторах предусматриваются особые смотровые отверстия, в которые можно увидеть деления натяжителя. Когда они увеличиваются, цепь нужно менять.
Как производится замена цепи ГРМ
Этапы замены:
- Демонтаж крышки мотора.
- Далее нужно снять радиатор и вентилятор.
- Демонтаж защиты двигателя.
- Снимается шкив коленвала.
- Демонтаж натяжных роликов, лобовой крышки мотора и натяжителя цепи.
- Затем снимается башмак натяжителя, успокоителя, цепи ГРМ.
- Далее производится замена цепи, и все элементы собираются в обратном порядке.
Поскольку ремень расположен снаружи мотора, замена цепи ГРМ, находящейся внутри, занимает намного больше времени и обходится дороже.
Почему стоит выбрать техобслуживание в Бош Авто Сервис СТО «Универсальная»
Ремень или цепь ГРМ — важные элементы автомобиля, которые управляют синхронизацией распредвала и коленвала. Неполадки с этими деталями могут привести к серьезному повреждению авто, вплоть до выхода двигателя из строя. Поэтому советуем следить за состоянием ремня или цепи постоянно, не дожидаясь серьезного износа или обрыва. Регулярные ТО и диагностика помогут вовремя обнаружить изношенность ремня или цепи и не допустить выхода автомобиля из строя. Требуется диагностика ГРМ в Запорожье? Обращайтесь в Бош Авто Сервис СТО «Универсальная» и оцените наши преимущества:
- доставка запчастей на СТО производится 4 раза в день. Наши сотрудники подберут для вашего автомобиля детали Bosch или других производителей;
- мы обслуживаем все марки машин;
- цены на ТО — на 20–40% ниже, чем у официальных дилеров;
- у нас действуют существенные скидки, мы проводим регулярные акции;
- в клиентской зоне действует бесплатный Wi-Fi и можно выпить прохладительные или согревающие напитки, зарядить мобильный телефон;
- возможность оформить полис ОСАГО по доступной цене.