Если при работающем двигателе из-под капота доносится стук, вашему автомобилю нужна «скорая помощь». Эти характерные шумы чаще всего возникают по причине образования люфта между деталями. Если цокот в двигателе слышен очень отчетливо — значит, допустимый зазор превышен вдвое или даже больше, а элементы агрегата быстро изнашиваются. 

Понять, что неполадки возникли именно в двигателе, можно не только по слышимым шумам, но и по снижению давления масла, о чем сигнализирует индикатор на приборной панели. 

Не стоит откладывать устранение неисправностей в моторе на потом, ведь ему могут угрожать такие опасности: 

  • большие нагрузки и сильная детонация;
  • перманентный перегрев горючей смеси и ухудшение ее свойств и характеристик, что влечет быстрое изнашивание комплектующих агрегата. 

Шумы в двигателе: распространенные причины

Нередко цокот может появляться в таких узлах мотора: 

  • впускные и выпускные клапаны;
  • коренные шейки;
  • поршневая группа;
  • распределительный вал;
  • кривошипно-шатунный механизм.

Если в вашем авто стучит двигатель во время запуска при минусовой температуре, на холостом ходу, на горячую и при увеличении оборотов, это может свидетельствовать о неполадках в вышеперечисленных узлах. Проанализируем эти случаи и определимся с дальнейшим алгоритмом действий. 

Шумы двигателя во время запуска в холода

Если цокот в моторе появляется при его пуске в минусовую температуру, значит «виноваты» клапана. 

Эксплуатацию автомобиля можно продолжать, если шум в агрегате слышен при снижении оборотов. Но это «первый звоночек», говорящий о том, что скоро нужно будет заняться решением проблемы. Возникновение шума может свидетельствовать об изношенности рокеров клапанов. Обычно в таких случаях появляются звонкие щелчки. Другая возможная причина — забились отверстия на распределительном вале, по которым в рокер поступает масло. И тогда шумы будут усиливаться при нагрузке. 

Еще одна причина шумов, раздающихся из клапанов, — вибрация двигателя, которая может возникнуть из-за  детонации. При этом мощность силового агрегата снижается, появляется черный дым и металлический цокот. Тревожный симптом — шум в двигателе на холостом ходу, который сигнализирует об увеличении люфта между толкателями и кулачками распределительного вала. Такую неполадку нужно решать безотлагательно, в противном случае существует угроза выхода мотора из строя. Следует регулировать клапаны каждые 10–15 тыс. км пробега автомобиля — и такой проблемы не возникнет. 

Для выяснения причины цокота нужно проверить давление масла и зазор клапанов. Самая распространенная причина стука в двигателе на холодную — перебои в подаче смазочного материала из-за накопившейся влаги или изнашивание толкателей. Если давление моторного масла находится в пределах нормы, то проблема, скорее всего, кроется в люфте клапанов. 

Появились посторонние звуки при высокой нагрузке? Значит, не хватает смазки. Долейте масло — и стук должен исчезнуть. Если же ничего не изменилось, и стук в двигателе при увеличении оборотов становится еще сильнее, это может свидетельствовать об износе подшипников коленчатого вала. Такая ситуация требует уже экстренного вмешательства. Чтобы избежать серьезного ремонта авто, стоит прекратить эксплуатацию авто до устранения неисправности. 

Шум в двигателе от распредвала 

Если причина кроется в распредвале, возникает стук в двигателе на определенных оборотах, например, без нагрузки его не слышно. Обычно шумы возникают при запуске мотора в холодную погоду, при этом они более глухие по сравнению с теми, которые выдают клапана. Это связано с тем, что при простое агрегата весь смазочный материал с поверхности деталей стекает, и первые обороты двигатель делает в сухом состоянии. Когда мотор заводится, — стук появляется, но как только поверхности узлов агрегата снова покрываются смазкой, он пропадает. Даже за такой короткий промежуток времени опытный водитель может понять, что вызывает проблему. 

Если звук усиливается при повышении оборотов, автомобилю требуется неотложная диагностика в автосервисе. Иначе возможны серьезные последствия для распределительного вала, гидрокомпенсаторов и подшипников. Дистанция, которую может преодолеть машина с шумами в распредвале и с неисправными гидрокомпенсаторами, составляет не более 50 тыс. км. Дальнейшая эксплуатация авто может быть небезопасной. 

Шумы в двигателе из-за поршневой группы 

Это довольно распространенная ситуация, поскольку цилиндрическая форма поршня далека от идеальной. Шумы могут быть спровоцированы: 

  • ударами о стенки цилиндра во время работы;
  • кольцами, которые при движении бьются о палец;
  • искривлением штока поршня;
  • смещением оси;
  • соприкосновением рабочей поверхности с прокладкой головки;
  • тяжелым ходом опоры пальца. 

Шумы в двигателе: звонкие и глухие 

При работе автомобиля свойства моторного масла ухудшаются, а его вязкость увеличивается. В результате трение между комплектующими усиливается, что приводит к повреждению поверхностей и ускоренному износу. Когда стук в двигателе на горячую слышен отчетливо — значит, выработка деталей достигла критических показателей.  Если же есть нехватка масла, при запуске мотора появляется глухой звук. 

Следовательно, смазочные материалы очень важны: чтобы избежать появления шумов при работающем моторе, нужно вовремя осуществлять замену масла. Если стук глухой — причина кроется в нехватке смазки. Если же слышны звонкие звуки — нужно отрегулировать или заменить клапаны. 

Звук в КПП или в двигателе: как выяснить 

Бывает так, что нелегко установить, откуда раздается шум: из коробки передач или из мотора. Чтобы разобраться, при работающем агрегате нужно нажать на педаль сцепления. Звук исчез? Значит, «виновата» коробка переключения передач. Выжатая педаль сцепления прерывает связь КПП с приводом, позволяя диагностировать проблему. Возможные причины появления шума — износ подшипников или нехватка масла. 

Советы по ремонту двигателя 

При ремонте двигателя рекомендуется следовать определенному алгоритму: 

  1. Проверьте уровень масла. Его дефицит способен привести к нарушению работы всего агрегата.
  2. Найдите источник звука. Если уровень масла в норме, рекомендуется проверить состояние:
    • топливной системы;
    • приводов;
    • шкивов навесного оборудования.
  3. Обратите внимание на особенности шумов. При оборотах стук в двигателе усиливается? Значит, неполадки возникли, скорее всего, в цилиндро-поршневой группе или кривошипно-шатунном механизме (КШМ).

Периодичность стука может не совпадать с частотой вращения коленвала (отличается приблизительно в два раза). В таком случае проблема, вероятно, заключается в системе газораспределительного механизма (ГРМ). По частоте вращения коленчатый вал вдвое превосходит распределительный. При нагреве мотора звук обычно усиливается, поскольку увеличиваются зазоры клапанного механизма. В виде исключения вспомните случаи шумов, возникающих в гидрокомпенсаторах под нагрузкой. 

Усиление звука также может быть связано с нагреванием и последующим расширением моторного масла, что говорит о проблемах в работе подшипников КШМ. 

Стук при работе двигателя может сигнализировать о наличии серьезных неполадок, которые со временем могут только усугубляться. Если вы слышите шумы, но не уверены, что можете самостоятельно устранить неисправность, обратитесь в Бош Авто Сервис СТО «Универсальная» также у нас можно купить запчасти для иномарок в Запорожье для ремонта двигателя. Наши сотрудники проведут диагностику и оперативно решат проблему, что сделает поездки на вашем авто более комфортными и безопасными.